Отдельные аспекты деятельности интернет-магазинов по продаже мобильных телефонов

Цыганков С.С.,
юрисконсульт ОО «Региональное
общество защиты потребителей»

Данный материал подготовлен с целью разъяснения прав лицам, приобретающим товары в интернет-магазинах и предупреждения недобросовестных продавцов от нарушения законодательства в сфере прав потребителей.

В последнее время отмечается рост количества покупателей, приобретающих товары в интернет-магазинах. Одновременно возрастает и количество продавцов, оказывающих свои услуги на просторах сети Интернет. Закономерно, что некоторые из них пользуются недостаточными знаниями покупателей законодательства о защите прав потребителей и реализовывают некачественный товар. В частности, актуальной является тема реализации мобильных телефонов известных брендов в интернет-магазинах отдельными продавцами.

Так, в общество защиты потребителей обратилась гражданка А (далее – Покупатель), которая приобрела в одном из интернет-магазинов (далее – Продавец) мобильный телефон марки IPhone 6S. Продавцом была установлена цена на данный товар значительно ниже обычных на товары данной марки, что и привлекло внимание покупателя. При покупке Продавец не выдал Покупателю кассовый чек, передав только гарантийный талон и лист произвольной формы с отметкой о передаче товара. Через день после покупки телефон перестал работать. Продавец направил Покупателя в сервисный центр, с которым у него заключен договор на оказание услуг. В сервисном центре от ремонта отказались и предложили замену телефона. Продавец также отказался от возврата денежных средств и представил замену как единственный возможный вариант реализации покупателем своих прав на получение качественного товара.

Стоит отметить, что такая позиция Продавца в корне противоречит законодательству. Пункт 1 статьи 20 Закона Закона Республики Беларусь от 9.01.2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон) прямо говорит, что потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
1.1. замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
1.2. соразмерного уменьшения покупной цены товара;
1.3. незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
1.4. возмещения расходов по устранению недостатков товара.
Пункт 3 данной статьи также определяет, что вместо предъявления указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи требований потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы в соответствии с пунктом 4 статьи 27 настоящего Закона. При этом потребитель по требованию и за счет продавца должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. Потребитель вправе возвратить такой товар без потребительской тары (упаковки).

Таким образом, можно заключить, что замена товара – это не обязанность, а право потребителя, и он вправе по своему усмотрению выбирать путь восстановления своих нарушенных прав.

Однако, обратившись с претензией к Продавцу по указанному на странице интернет-магазина юридическому адресу, Покупатель столкнулся с фактом отсутствия Продавца по данному адресу. Данный факт является нарушением правил деятельности юридических лиц и Продавец может нести административную ответственность в соответствии со ст. 23.64 Кодекса об административных правонарушениях.

Стоит отметить, что процесс взыскания денежных средств с действующих таким образом продавцов как самостоятельно, так и с помощью общественных объединений по защите потребителей является достаточно сложным ввиду уклонения продавца от получения и рассмотрения претензионных заявлений. Судебная практика по подобным делам показывает, что даже при наличии решения суда в пользу потребителя органам принудительного исполнения ввиду вышеуказанных причин крайне сложно взыскать уплаченные покупателем денежные средства.

Таким образом, цена на товары известных брендов, являющаяся значительно заниженной по сравнению с обычной на такие товары, является поводом для подозрений в адрес устанавливающих такие цены продавцов, а перед покупкой таких товаров стоит оценить возможные риски и сложности с возвратом денежных средств в случае, если товар окажется ненадлежащего качества. Стоит отметить, что сервисные центры, оказывающие услуги таким продавцам, а также сами продавцы не имеют правовых оснований навязывать проведение ремонтных услуг, либо замены в отношении некачественных товаров, а покупатель вправе сам заявлять те или иные требования восстановления своих прав. Лучшей стратегией при осуществлении покупок в сети Интернет является полная проверка всех технических свойств и качеств товара перед передачей денег продавцу.


Перепечатка текста запрещена без разрешения ОО «Региональное общество защиты потребителей» info@rozp.by

Назад

"Dura lex, sed lex."

Закон суров, но он закон.

Контакты

Свяжитесь с нами любым удобным для вас способом

Региональное общество защиты потребителей

Режим работы и прием граждан

  • ПН. - ПТ. 10:00 - 20:00
  • г.Минск, ул.Минина, д. 21/1, 4 этаж 220014