Сфера ветеринарных услуг в Республике Беларусь урегулирована следующими нормативными правовыми актами:
1. Закон Республики Беларусь от 2 июля 2010 г. № 161-З «О ветеринарной деятельности»;
2. Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей»;
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2017 г. № 319 «О некоторых вопросах ветеринарной деятельности» и др.
Ветеринария – многогранная область медицинских услуг, которая, к сожалению, пестрит разнообразием нюансов и проблем.
Одна из самых актуальных проблем – чрезмерно завышенная стоимость ветеринарных услуг, особенно при лечении сложных или хронических заболеваний, что снижает доступность ветеринарных услуг для населения. Отметим, что ценообразование на ветеринарные услуги государством не урегулировано, что приводит к необоснованному завышению стоимости. В условиях непопулярности страхования домашних животных владельцы могут столкнуться с неожиданными и высокими счетами за лечение.
В некоторых районах, особенно в сельской местности, может быть недостаточно ветеринарных клиник, что затрудняет доступ к качественной ветеринарной помощи. В определенных областях специализация в ветеринарной медицине, например, кардиология или онкология, может быть ограничена. Нередки случаи, когда найти лекарства или методы лечения конкретных заболеваний животных довольно непросто. Все это затрудняет доступ к высокоспециализированной помощи.
К сожалению, распространены случаи и вреда для животных в результате действий врачей. Не всегда предлагаемое лечение является правильным или необходимым, что может привести к ухудшению состояния питомца. Отсутствие выраженного эффекта от лечения – самые невинные последствия.
Что же делать, если питомец в ходе некачественного оказания ветеринарных услуг пострадал или погиб?
Для начала необходимо убедиться, что ветеринарные услуги действительно оказаны некачественно. Для установления данного факта можно обратиться в другую ветеринарную клинику или к другому специалисту в сфере ветеринарных услуг.
В случае обнаружения недостатков оказанных услуг следует письменно заявить об этом посредством направления претензии в адрес ветеринарной клиники. В рамках претензии необходимо подробно описать недостатки оказанных услуг и заявить интересующее требование, например, возврат денежных средств, возмещение расходов на лечение животного у другого специалиста и др.
Статья 31 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» устанавливает следующие требования, которые могут быть предъявлены ветеринарной клинике:
1. безвозмездное устранение недостатков оказанных услуг;
2. соразмерное уменьшение стоимости некачественно оказанных услуг;
3. повторного оказания услуги (если это возможно, исходя из специфики оказываемых услуг);
4. возмещение понесенных расходов по устранению недостатков третьими лицами (например, расходов, затраченных потребителем у других специалистов для устранения недостатков лечения в первой ветеринарной клинике).
Кроме того, потребитель вправе обратиться в клинику с требованием о расторжении договора и возврате денежных средств в полном объеме, если одно из вышеуказанных требований не было удовлетворено в установленные сроки, либо были выявлены существенные недостатки оказанных услуг. Уточним, что, в соответствии с абз. 22 ст. 1 Закона «О защите прав потребителей», существенными недостатками оказанных услуг являются неустранимые недостатки, либо недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов (в размере тридцати и более процентов от стоимости услуги, определяемой на момент устранения недостатка) либо несоразмерных затрат времени (превышающих максимально допустимые затраты времени, установленные техническими нормативными правовыми актами на устранение аналогичного недостатка), или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения, либо другие подобные недостатки.
Если спор по каким-то причинам не может быть урегулирован в добровольном порядке, дальнейшее его разрешение возможно в судебном порядке путем подачи в суд искового заявления о защите прав потребителей.
В рамках искового заявления потребитель может также предъявить требования о взыскании с ветеринарной клиники неустойки за несвоевременное удовлетворение заявленных в претензии требований, компенсации понесенного морального вреда и убытков, понесенных в связи с некачественным оказанием ветеринарных услуг (например, на проведение экспертизы).
В этой части стоит уточнить, что споры в сфере защиты прав потребителей ветеринарных услуг являются одними из самых непростых, а факт ненадлежащего качества оказанных услуг – сложно доказуемым. Тем не менее, нет ничего невозможного, и обращение к грамотным специалистам (юристам, ветеринарным экспертам) увеличит шансы успешного разрешения спора.
Режим работы, консультации юристами
Приём граждан юристами
Режим работы и приём граждан экспертом
Мы в социальных сетях
Добраться к нам можно: