Об ответственности комиссионных магазинов при продаже автомототехники

Цыганков С.С.,
юрисконсульт ОО «Региональное
общество защиты потребителей»

Данный материал подготовлен с целью повышения правовой культуры как приобретающих транспортные средства лиц, так и организаций, осуществляющих комиссионную торговлю автотранспортом.

Согласно статистике, количество личных автомобилей, приобретаемых гражданами Республики Беларусь в собственность, увеличивается с каждым годом. Зачастую покупка автомобилей осуществляется в специализированных комиссионных магазинах (так называемых автохаусах).

В общество защиты потребителей обратился гражданин А. (далее – покупатель), который в декабре 2017 года в одном из автохаусов (далее – продавец), находящихся в г. Минске приобрел автомобиль зарубежного производства 2000 г.в. При покупке покупатель и продавец в установленном порядке заключили договор купли-продажи транспортного средства, один экземпляр которого был передан покупателю. Также вместе с договором покупателю были в установленном порядке переданы акт приема-передачи ТС, акт технического состояния ТС, и товарная накладная. Претензий к продавцу на данном этапе покупатель не имел.

На следующий день приобретенный покупателем автомобиль перестал заводиться, а проведенная на СТО диагностика показала наличие дефектов в узлах и агрегатах автомобиля. Покупатель обратился к продавцу в устной форме с требованием расторгнуть договор и вернуть уплаченные за автомобиль денежные средства. Продавец отказал, ссылаясь на то, что является лишь посредником при продаже автомобиля и не несет ответственности за его состояние.

Однако, стоит отметить, что такие действия продавца неправомерны и потребителям стоит помнить о том, что даже при покупке транспортного средства в автохаусе можно рассчитывать на защиту и восстановление своих нарушенных прав.

Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами (далее – Правила) устанавливают, что комиссионер является продавцом, реализующим товары по договору розничной купли-продажи, а значит, на действия комиссионера в полной мере распространяется действие законодательства о защите прав потребителей, в частности ст. 445 Гражданского кодекса (далее – ГК).

Согласно п. 1 ст. 445 ГК, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
1) соразмерного уменьшения покупной цены;
2) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
3) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени либо выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
1) отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
2) потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору (п. 2 ст. 445 ГК).

Кроме того, согласно п. 29 Правил комиссионер проводит проверку технического состояния принятого на комиссию транспортного средства и его оценку. Проверка может проводиться комиссионером самостоятельно либо по договору с иной организацией, имеющей разрешение на проведение государственного технического осмотра транспортных средств.

Комиссионер создает комиссию по проверке технического состояния транспортного средства и его оценке, в состав которой обязательно включается комитент либо его представитель.

Перед выставлением транспортного средства для продажи комиссия в соответствии с техническими нормативными правовыми актами проводит проверку технического состояния транспортного средства, а также его оценку и отражает результаты такой проверки и оценки в акте проверки и оценки технического состояния транспортного средства, который составляется в трех экземплярах.

В акте проверки и оценки технического состояния транспортного средства указываются марка, модель, наименование (тип) транспортного средства, год выпуска, пробег по данным спидометра, рабочий объем двигателя и его состояние, тип коробки передач (трансмиссии), цвет кузова (кабины), его идентификационный номер и внешнее состояние (с указанием дефектов), номер шасси (рамы), наличие и состояние заднего и переднего моста, коробки передач и сцепления, рулевого управления, карданного вала, электроприборов, систем питания и охлаждения, аккумулятора, шин, состояние тормозной системы, комплектности салона, инструментов, запчастей. В акте также указывается заключение комиссии о техническом состоянии транспортного средства. Акт подписывается членами комиссии, в том числе комитентом или его представителем.

В случае выявления дефектов автомобиля в ходе проведения процедуры проверки и оценки технического состояния ТС продавец обязан либо отказаться от приема на комиссию данного ТС, либо в обязательном порядке указывать информацию об имеющихся недостатках и доводить ее до сведения покупателя (п. 6 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей»). Нарушение данной нормы может являться основанием для расторжения договора купли-продажи и последующих установленных ст. 445 ГК действий.

Таким образом, стоит заключить, что покупка товара ненадлежащего качества, в том числе и автомобиля, в комиссионном магазине является основанием для привлечения к гражданско-правовой ответственности комиссионера, а не комитента. При наличии доказательств о возникновении дефектов до покупки автомобиля покупателям следует отстаивать свои права в претензионном и исковом порядках, а комиссионерам учитывать вышеприведенные нормы законодательства при осуществлении своей деятельности.




Перепечатка текста запрещена без разрешения ОО «Региональное общество защиты потребителей» info@rozp.by

Назад

"Dura lex, sed lex."

Закон суров, но он закон.

Контакты

Свяжитесь с нами любым удобным для вас способом

Региональное общество защиты потребителей

Режим работы, консультации юристами

  • ПН. - ПТ. 9:00 - 20:00
  • Приём граждан юристами

  • ПН. - ПТ. 10:00 - 19:00
  • Режим работы и приём граждан экспертом

  • ПН. - ПТ. 9:00 - 17:30
  • Мы в социальных сетях


    г.Минск, ул.Минина, д. 21/1, 4 этаж 220014

    Добраться к нам можно:

  • от«Грушевка» автобусным маршрутом № 49 (остановка «Станция метро Грушевка»)
  • от«Институт культуры» автобусным маршрутом № 6 (остановка «Станция метро Институт культуры»)
  • До остановки «Комбинат силикатных изделий»